Привет!

Jenia Aywa rainbowspace.ru

Меня зовут Женя Айва. Я - процессуальный психотерапевт, психолог, расстановщик по методу Берта Хеллингера, буддистка и периодически путешественница. :-) На данный момент учусь и работаю в Москве. Буду рада новым знакомствам и комментариям. Добро пожаловать! :)

Детали обо мне

Подписка в 3 шага

Введите свой e-mail:

Получайте новые статьи на почту. Доставка без спама.

Подписка через RSS | Стать другом в ЖЖ | Добавиться в друзья

Помощь по подписке

Поиск самых дешевых авиабилетов

Школа тханка-живописи в Катманду — Tsering Art School в Shechen Monastery

Автор Aywa, 15.11.2012

Хотя многим и так уже понятно, я напишу несколько слов о школе тханка-живописи, ради которой я и приехала в Катманду.

История на этот раз будет довольно короткая, потому как с упорным усилием, превозмогая лень, гнев и раздражение на Непал и попытки работать одновременно, я там проучилась не больше месяца, хотя в Катманду просидела в общей сложности почти 3 месяца. Некоторые русско-непальские друзья смеялись на эту тему, мол, главное найти повод приехать в Непал - у каждого изначально был свой повод, но потом обычно оказывается, что это только отмазка, что бы туда попасть. Кто-то приехал в трек сходить и через несколько месяцев вернулся навсегда, а кто-то волонтером и остался на следующие 4 года. 😉 Все может быть. Но расскажу о школе, вдруг эта информация тоже кому-то пригодится.

Дилго Кьенце Ринпоче

Арт-школа находится на территории монастыря Shechen - одного из самых почитаемых в буддийской традиции Нингма. Исконно монастырь Шечен находился на территории восточного Тибета, провинция Кхам, но был разрушен китайцами в 50-х годах. Настоятель Дилго Кьенце Ринпоче, очень почитаемый Лама, как и многие другие бежал из Тибета и перенес традицию в новый монастырь в Непал. Сейчас он находится в районе Будданатх (Bouddha nath) - совсем рядом с одной из самых больших ступ в мире. Монастырь строился более 10 лет начиная с 1980 года - он действительно очень большой, красивый с изумительной росписью, от него веет нингмапинской мощью.. 🙂 но о нем я расскажу как-нибудь в другой раз, потому что сейчас у меня недостаточно фотографий :).

Одно из основных пожеланий Дилго Кьенце Ринпоче было сохранение и развитие тибетской культуры и тогда, уже после ухода Дилго Кьенце, его внук - Рабджам Ринпоче - новый настоятель Шечен монастыря, в 1996 году построил на территории арт-школу Церинг (Tsering Art School) - сейчас она считается одной из лучших школ в мире. Большинство учащихся в школе - монахи и монахини из разных монастырей и традиций и периодически встречаются иностранцы из самых разных стран.

В школе преподают один из классических стилей тханка-живописи, под названием "Карма-гардри". Стиль отличает прозрачность нанесения краски, когда она кладется не сплошным, а точечным способом. Пейзажи заднего плана получаются очень легкие, воздушные. Основные объекты прорисовываются обычным линейным способом, а раскрашиваются так же точечно. Вообще, карма-гардри очень легко отличить от  других стилей, если смотреть на оригинал, а не репродукцию.

Считается, что есть три основных стиля тханка-живописи: Менри - самый первый стиль, Гардри и новейший Менсар, хотя не основных больше - еще около шести штук, зависимо от местности в которой развивлся стиль, к тому же есть старый Менри и новый и т.д. Возможно, я как-нибудь займусь более детальным описанием стилей у себя в блоге, но не сейчас 🙂

Для примера карма-гардри потрясающая работа Вадима Гудкова - одного из преподавателей для начинающих в Москве. Изображение Ваджрадхары. Выбрала эту тханку специально, здесь можно рассмотреть пейзаж и видно что переход цвета на небе и лугу создан точечно. Картинка немного увеличится, если на нее нажать.

Ваджрадхара в стиле карма-гардри

Фотография из коллекции тханок учеников Гега Ламы и голландской художницы Марианны Ван-дер-Хорст, всю галерею можно посмотреть здесь. А здесь я рассказывала как училась рисовать на занятиях у Марианны в Москве.

Я уже говорила, что занятия по тханка-живописи не для слабонервных. Время которое можно потратить на идеальную прорисовку какой-то детали иногда так зашкаливает, что остается или рыдать или развивать упорное усилие. Нарисовать "как получится" или добавить\изменить детали "по вдохновению" нельзя. По сути, тханка - это каноническое изображение, где можно пустить некоторую вольность только в пейзажах, но и в этом случае пейзаж должен соответствовать основному изображению. Например, если главная фигура Будда Шакьямуни, то к нему явно не подойдут заостренные (а не пологие) пики гор, которые обычно изображаются на тханках с Защитниками Учения (гневные такие товарищи). В общем, и здесь целая история и культура изображения, которую сначала надо тщательно изучить вместе со своими преподавателями ;).

Еще я упоминала в своей предыдущей статье, что с Марианной мы сразу начали рисовать голову Будды, сразу же изучая специальную разметку, на которой строится все изображение. Хотя это было тоже довольно сложно, а местами даже утомительно и скучно, в арт-школе Церинг меня вернули в давно-забытое состояние правого полушария, если, конечно, у меня получалось избавиться от гнева. 🙂 В течение всего времени я рисовала листики! От руки, без разметки, на глаз!

Говоря по порядку, в классических тибетских школах все преподавание довольно сложно воспринимается быстрым европейским умом. Азиаты обычно никуда не спешат, все делают размеренно (как будто жить еще целую вечность), любая практика всегда сочетается с размышлениями и молитвами. Примерно так и происходит в Церинг.

Расскажу как это происходит у начинающих.

Занятия начинаются в 8:00 утра с утренней молитвы, иногда в 7:30, опаздывать нельзя. Затем все расходятся по своим классам и начинается занятие дня - для каждого свое. Классы формируются зависимо от уровня учеников, но каждый рисует на своей скорости, потому что каждую тему нужно хорошо проработать. Следующую тему всегда дает преподаватель, после того как ты выполнил всю предыдущую работу.

Утром с 8:00 до 11:00 начинающие рисуют на вощеной доске. Вощеная доска - это обычная доска, примерно 50х30см, где одна сторона покрыта черным матовым лаком. Ученик берет такую чистую доску и идет в спец. место на улице, там на солнце его уже ждет бочонок с мягким воском. Нужно натереть доску так, что бы получился тонкий равномерный слой прозрачного воска. Затем воск нужно набить мелом, чтобы получился будто чистый белый лист. Мел кладется в небольшой хлопковый мешочек и потом мешочком по доске - нежно и аккуратно, чтобы мел расположился так же равномерно как и воск. Если все сделать идеально, то будет действительно похоже на белый лист бумаги, главное сделать максимально тонкий слой, чтобы дальнейшее рисование выглядело красиво. Затем преподаватель на доске рисует пример изображения, который тебе нужно повторить или такое изображение дается отдельно на бумаге. По доске рисуют бамбуковыми палочками очень остро заточенными. Суть рисования на доске сводится к тому, что стереть линию практически невозможно, а потому развивается внимательность и одновременно очень хорошо тренируется рука.

Вощеная доска

С 11:00 до 13:30 - перерыв на обед. Я жила в 10 минутах ходьбы от монастыря, на северо-востоке от главной Ступы (школа находится на северо-западе от Ступы. 3-5 минут в обоих случаях), поэтому на перерыв шла домой покушать или отдохнуть.

С 13:30 начинается работа с краской. Работаем с тем же или другим изображением - бывает по разному. Так же от руки прорисовывается на бумаге - сохраняя масштаб, а затем гуашью с очень маленьким количеством воды точечно раскрашивается. Работа ни сколько сложная (ну для меня во всяком случае), сколько нудная :). Хотя при копировании, в желании сделать идеальный образец того что видишь, да и при нанесении краски реально включается правое полушарие и счет времени исчезает. Здесь очень много деталей с тем, чтобы не нанести краски больше чем надо или чтобы воды было как можно меньше, иначе точки поплывут (как на двух листиках справа).

Первое занятие

Так продолжается с 13:30 до 17:00. Около 5 вечера все бегут в специальный зал на общую молитву и после этого свободны.

Занятия проходят 6 дней в неделю. В школе очень просят проходить курс для иностранцев минимум 3 месяца в году. После 3-х месяцев сдается зачет и после этого вас ждут на следующий год. Всего обучение длится 6 лет. Если вы можете остаться в Непале на все 5 месяцев, как позволяет непальская виза, так даже лучше.

Иногда, случаются общие походы в культурные места Непала, иногда другие общие собрания.

Обучение платное, но совсем не дорогое - около 40 долларов в месяц. Материалы покупаются самостоятельно, но стоят тоже не дорого. Работа с профессиональным цветом начинается только на второй год обучения, хотя я думаю, что особо талантливые могут ускорить этот процесс.

Ну и пару слов о том как это было у меня. Мне всегда жутко сложно вставать утром, потому что я люблю работать по ночам. В то время у меня уже накапливалось раздражение от семьи в русском доме и от периодического отсутствия интернета в нашем доме, споров с боссом по скайпу и кажущегося безделья - так я воспринимала время, которое тратила на рисование - ведь это АЖ целый день  - в том смысле, что мне еще надо было одновременно зарабатывать деньги - меня обуревал гнев, ни на себя, ни на школу, а просто еле контролируемый гнев.

Первые две недели я честно держалась и ходила с утра, но потом договорилась ходить только на вторую сессию, потому что работать ночью, а потом вставать в 6 утра - было не реально. Учителя мне разрешили, хотя и я и они понимали, что это не самый лучший способ обучения. В итоге, сансара окончательно унесла меня, а мне только и оставалось думать каким образом поддержать связь с этой школой. Через месяц таких мучений  я решила, что продолжу позже, потому что надо было собираться на Монлам в Индию, куда я тоже не могла не поехать, ведь Лама нас просил.

Раньше я уже говорила, что воспринимаю обучение тханке, скорее как хобби, как медитацию. Пока еще я не ставила целью познать это до конца и может быть это главное препятствие, но мне кажется, это хотя бы честно.

Для желающих посетить школу Церинг: желательно подать заявление о желании поступить хотя бы за месяц, чтобы они вас ждали и сориентировали по датам. Подать заявку можно на почту Miss Lobsang Dolma tsering.art@shechen.org, писать на английском языке.

Они не принимают новичков в марте - потому что начинается подготовка к экзаменам у монахов и все преподаватели будут заняты. В апреле - у монахов экзамены. В мае - в школе каникулы. Соответственно (если я ничего не путаю) в школе можно учится с июня по февраль включительно.

Проживание вы оплачиваете отдельно. На территории монастыря Шечен есть свои квартиры и гест-хаузы, но у них довольно дорого. В общем, школа вам предоставляет только обучение - все остальное на вашей совести 🙂

Одно из главных пожеланий для иностранных учеников - вы должны быть буддистом или быть готовым принять Буддийское Прибежище у Ламы в монастыре.

Сайт школы: http://www.tseringschool.org/

Монастырь находится здесь:


Просмотреть увеличенную карту

Поделившись с друзьями, ты поддержишь мой блог!

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Город Мэй Сай [Mae Sai] и Золотой треугольник [Golden triangle]
Практика Пховы с Ламой Оле
Перелет Москва — Катманду
Новогоднее поздравление 2013 из Бодхгаи
Фрукты и овощи в Катманду и рецепт любимого супа со шпинатом

комментария 4

  1. Многому научилась? Всмысле что теперь нарисовать можешь?

    1. Не многому.. я в статье упомянула, что весь неполный месяц рисовала листики ) я немного поняла принцип того, что они от меня хотят когда я рисую листики и потом их разукрашиваю 🙂 не более.. Это большой труд и нужно много времени, которого у меня пока не особо находится.. В итоге я взяла книжку первого курса — у ней разные детали тханки в увеличенном масштабе — , которую нужно всю перерисовать от руки, разукрасить и принести им в качестве портфолио, по которому они оценят насколько я способна заниматься этим дальше.. но, к сожалению, за домашку я пока усиленно не садилась, опять же из-за нехватки времени или мотивации 😉

  2. Ну у тебя и сила воли. Я бы на листиках месяц не продержалась. Тем более работая по ночам. но все равно интересно, особенно технология создания «мелового» листа на доске.

    1. Нат все печальней что я туда так рвалась, а по факту затянули обычные житейские дела… я и так то не очень собранная, а уж собраться в новом месте в новой стране вообще оказалось не просто.. вокруг столько соблазнов, помимо времени на работу.. в идеале конечно нужно уходить в ретрит, без попыток заработать или отдохнуть.. там есть такие иностранцы.. хотя у всех свои сложности бывают, одна девочка например на костылях еле ходила — повреждения были уже местные непальские — как я не уточняла.. но у многих особенно вначале, что называется, карма чистится или как у меня — просто оторвало от школы.. обидно конечно, но надеюсь еще вернусь)

      А меловая доска — реал классная вещь.. я ее тоже на заметку взяла 🙂

Что вы думаете по этому поводу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *